1 № I. II. III. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. IV. V. 1. Содержание Пояснительная записка Особенности организуемого в ДОУ воспитательного процесса Цель и задачи воспитания Виды, формы и содержание деятельности Модуль «Традиции детского сада» Модуль «Организованная образовательная деятельность» Модуль «Музейная педагогика» Модуль «Ранняя профориентация» Модуль «Организация развивающей предметно - пространственной среды» Модуль «Работа с родителями» Основные направления самоанализа воспитательной работы Литература Приложения Приложение 1. Календарный план воспитательной работы 2 Стр. 3 4 5 6 6 8 12 15 17 18 20 21 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания (далее - Программа) определяет содержание и организацию воспитательной работы на уровне дошкольного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Родионово-Несветайского района детский сад «Кузнечик» (далее – ДОУ). Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно- правовых документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). 5. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. 6. Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). 7. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р. 8. Сан Пин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Программа учитывает: -«Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ, и призвана помочь всем 3 участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. Содержание воспитательной деятельности разработано на основе модульного принципа. Модули - это конкретные воспитательные практики, которые реализуются в дошкольном учреждении. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных в Программе задач воспитания. То есть: одна задача – один модуль. Коллектив ДОУ вправе разрабатывать и включать в Программу те модули, которые помогут в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал детского сада с учетом имеющихся социальных, кадровых и материально-технических ресурсов. К Программе прилагается календарный план воспитательной работы. 1. Особенности воспитательного процесса в детском саду - В МБДОУ детский сад «Кузнечик» образовательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) и основной общеобразовательной программой. Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.): поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; - уважение личности ребенка. Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Основные традиции воспитательного процесса в нашем ДОУ: 1. Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего детского сада событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, 4 положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога. 2. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками. 3. Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края является мини-музей, организованный в нашем дошкольном учреждении. Музейная педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая исторической и художественной значимостью. 4. Для МБДОУ детский сад «Кузнечик» важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в образовательной деятельности. С этой целью проводятся родительские встречи, онлайн-консультации, беседы, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, субботников. 2. Цель и задачи воспитания В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ). Исходя из данного определения сформулирована общая цель воспитания в ДОУ: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Воспитание личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах. Принимая во внимание цель и деятельностный характер воспитания, мы определили конкретные задачи: 5 1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий. 2. Приобщать к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края на основе музейной педагогики. 3. Организовать раннюю профориентационную работу с детьми дошкольного возраста. 4. Использовать воспитательный ресурс развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. 5. Организовать конструктивное взаимодействие педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста. Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым; - уважать старших и заботиться о младших; - стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; - быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца; - любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество; -беречь и охранять окружающую природу; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни. На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения. 3. Виды, формы и содержание деятельности Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.1. Модуль «Традиции детского сада» Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду – это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает 6 важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста. Цель проведения традиционных мероприятий: организация в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта дошкольников в коллективе других детей и взрослых. Задачи: 1. Формировать представления о нормах и правилах общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми. 2. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп. 3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка; старший-младший; член коллектива; житель своей слободы, гражданин своей страны. 4. Приобщать к истории и культуре народов России в процессе традиционных коллективных мероприятий. 5. Развивать гражданскую позицию, нравственность, патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных коллективных видах детской деятельности. 6. Воспитывать доброжелательность и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям. Тематика традиционных мероприятий определяется исходя из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и культуре своего народа. Традиционным для дошкольного учреждения является проведение: на уровне ДОУ: общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»); - - сезонных праздников год», «Масленица»); («Осенний бал», «Новый тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»; социальных и экологических акций («Открытка для 7 ветерана», «День древонасаждения», «Кормушка для птиц»); на уровне группы: «Утро радостных встреч»; «День рождения»; «Чистая пятница»; -«Наши соседи» (поход в гости с концертными номерами в соседнюю группу); --«Портфолио группы». Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, художественно - эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Проекты. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие. 2. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий. Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры. 3. Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные. Традиционными в детском саду стали выставки детских работ «Мой любимый детский сад», «Защитники Отечества», «День Победы», фотовыставки «Наши папы удалые», «Люблю тебя, мой край родной». 4. Социальные и экологические акции. В акциях принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного учреждения. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и экологические навыки, активную жизненную позицию. 5. Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, музыкальной или театральной гостиной. 6. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту. 8 3.2. Модуль «Организованная образовательная деятельность» В детском саду процессы обучения и воспитания взаимосвязаны и неразрывны. Не получится обучать ребенка, не воспитывая его, и наоборот: воспитательный процесс предполагает обучение чему-либо. Тем не менее, в ДОУ усилена воспитательная составляющая организованной образовательной деятельности (ООД), где особое внимание уделяется развитию таких качеств личности ребенка как: нравственность, патриотизм, трудолюбие, доброжелательность, любознательность, инициативность, самостоятельность и др. В содержание ООД включается материал, который отражает духовнонравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов России. Цель деятельности педагога: создание условий для развития личностных качеств детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачи воспитания реализуются в рамках всех образовательных областей: Образовательная Основные задачи воспитания область 9 1. Способствовать усвоению норм и ценностей, циальнокоммуникативное принятых в обществе, включая моральные и развитие нравственные ценности. 2. Поощрять стремление в своих поступках следовать положительному примеру, быть полезным обществу. 3. Развивать коммуникативные качества: способность устанавливать и поддерживать межличностные контакты. 4. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям. 5. Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье. 6. Поощрять проявление таких качеств, как отзывчивость, справедливость, скромность, трудолюбие, дисциплинированность. Обогащать представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. 8. Воспитывать уважение к народам мира, их культуре и традициям. 10 Познавательное развитие 1. Приобщать детей к истории, культуре и традициям народов родного края. 2. Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей. 3. Формировать положительное и бережное отношение к природе. 4. Способствовать желанию самостоятельно добывать знания посредством наблюдения, слушания книг, экспериментирования, обсуждения, рассматривания иллюстраций. 5. Формировать позитивное и ценностное отношение к планете Земля как общему дому человеческого сообщества. Речевое развитие 1. Развивать все стороны устной речи дошкольников для общения с другими людьми на различные темы. 2. Формировать умение оптимально использовать речевые возможности и средства в конкретных условиях общения. 3. Воспитывать культуру речевого общения, доброжелательность и корректность. 4. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию литературных произведений, умению высказать свое личностное отношение к героям сказок, рассказов, стихотворений. 5. Поощрять способность аргументированно отстаивать свою точку зрения в разговоре, приучать к самостоятельности суждений. 11 Художественно - эстетическое развитие Физическое развитие 1. Создавать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей. 2. Развивать эстетический вкус, эмоции, чувство прекрасного при восприятии произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства. 3. Обращать внимание дошкольников на красоту окружающих предметов и объектов природы. 4. Способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру. 5. Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне посредством художественно-эстетической деятельности. 6. Стимулировать сопереживание персонажам музыкальных и изобразительных произведений. 1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. 2. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. 3. Воспитывать культуру еды. 4. Развивать физические качества дошкольников через приобщение к народным играм и забавам. 5. Поощрять стремление детей участвовать в спортивно-оздоровительных мероприятиях. В процессе ООД применяются такие методы работы, которые дают возможность дошкольникам выразить своё мнение, обсудить проблему, согласовать со сверстниками и взрослым какое-то действие, приобрести опыт межличностных отношений. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей формируются представления о социальных нормах общества, об истории и культуре своего народа, своей Родины и другие 12 социально-ценностные представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности. 2. Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры- приветствия, загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в деятельности, создания положительного эмоционального фона. 3. Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения, проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения, решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения уточняются социальные представления воспитанников, сформированность их личных норм и правил. 4. Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности, непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого ребенка. 5. Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные ситуации, осуществляется игровое проектирование. 6. Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию, конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся активными участниками своего собственного развития, так как видят результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и инициатива. 7. Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. 8. Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям: нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края, здоровый образ жизни. 3.3. Модуль «Музейная педагогика» Музейная педагогика является эффективным средством воспитания личности ребенка. Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется национальная культура, формируется бережное отношение к наследию народов России. Музейное дело раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует освоению социально значимых представлений об окружающем мире. Кроме того, посредством создания различных музеев формируются конкретные 13 знания детей о свойствах и отношениях предметов и объектов окружающего мира. Содержание модуля выстраивается с учетом регионального компонента, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Основная цель - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края. Задачи: 1. Формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира. 2. Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках России. 3. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине. - К знаменательным датам и календарным праздникам создаются временные музейные экспозиции: «День Победы»; «Человек и космос»; «Музей Деда Мороза» и др. быт: В мини-музеях собраны предметы, отражающие народную культуру и объекты растительного мира, реальные предметы быта, объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов и др.); картины, предметные картинки, фотографии, предметно- схематические модели; предметы декоративно-прикладного искусства; детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная), произведения национальной культуры (народные песни, сказки и др.); - игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы). Предметы и пособия в мини-музеях – это носители культурно- исторического опыта, способствующие формированию целостной картины мира у дошкольников. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, формирования социокультурной принадлежности. Развивающая предметно-пространственная среда постоянно пополняется и 14 обновляется в соответствии с изучаемыми темами. 15 Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Организованная образовательная деятельность. В рамках музея активно проводятся занятия по социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию дошкольников. В качестве средств образовательной деятельности широко применяются материалы и оборудование музея. Дошкольники рассматривают книги и репродукции, старинные фотографии, карты, знакомятся с подлинными предметами и вещами, слушают рассказы об истории своего края и России, слушают и исполняют песни, а также читают стихи, сочиняют рассказы, задают вопросы, думают, размышляют и рассуждают. 2. Экскурсии. Педагогами будет составлена тематика экскурсий, которые проводятся для детей, родителей, гостей ДОУ. Экскурсоводами будут являться не только воспитатели, но и дети. 3. «Фольклорные посиделки». При ознакомлении детей с историей и культурой родного края или России обязательно включают произведения народного (регионального) фольклора. Используют потешки, стихи, песни, сказки, игры. Знакомятся с персонажами национального фольклора. 4. «Творческие мастерские». Дети с удовольствием участвуют в подготовке новых экспозиций, изготовлении экспонатов для выставок: игрушек, предметов народного быта и др. Интерес к музейному делу отражается в рисунках детей, аппликациях, в изготовлении коллажей, лэпбуков, макетов и других видах творческой деятельности. 5. Мини-спектакли. По тематике музея, на основе знакомых фольклорных произведений или разработанных педагогами сценариев, организуются творческие мини-спектакли. Театрализация стимулирует развитие личностных качеств и эстетических чувств. 6. Проекты. Проектная деятельность рассматривается нами как одна из наиболее действенных и результативных форм организации взаимодействия с детьми, при которой всесторонне развивается ребенок дошкольного возраста. Благодаря проектам активизируется речевая, творческая, познавательная деятельность, формируются и закрепляются знания по тематике музеев у всех участников: детей, педагогов, родителей. 16 3.4. Модуль «Ранняя профориентация» Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их социализации в окружающем мире. С помощью ранней профориентации у ребенка-дошкольника начинают формироваться личностные механизмы поведения, возрастает интерес к окружающему социуму, к труду взрослых, развивается эмоциональная сфера его личности, происходит становление ценностных предпочтений к той или иной профессии. Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать максимально разнообразные представления детей о профессиях. 2. Формировать умение воссоздавать профессиональный мир взрослых в различных видах детских игр и игровых ситуаций. 3. Развивать познавательный интерес к труду взрослых. 4. Воспитывать ценностное отношение к труду, результатам труда, его общественной значимости. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, трудовая, восприятие художественной литературы и фольклора, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 2. 1. Беседы. Эта форма является важной составляющей при формировании у дошкольников представлений о труде взрослых. Посредством беседы педагог не только знакомит детей с различными профессиями, но и представляет значимость и полезность труда для общества, способствует воспитанию у детей эмоционально-ценностного отношения к труду. Организованная образовательная деятельность. В дошкольном учреждении разработаны конспекты занятий по ознакомлению с профессиями воспитателя, учителя, врача, повара, водителя, полицейского, сотрудника МЧС и др. Создан учебно-методический комплект для 17 проведения НОД: планирование, картотеки игр и образовательных ситуаций, пособия, информационно-познавательные презентации. 3. Чтение литературы. В процессе чтения произведений художественной литературы и фольклора, отображающих людей труда и трудовую деятельность,в ходе обсуждения педагоги обращают внимание дошкольников на трудолюбивых героев и персонажей произведений, на особенности и результаты трудовой деятельности. Дети знакомятся с тематическими стихами, пословицами, поговорками. 4. Профориентационные игры. Применяются разнообразные игры, способствующие ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные, игры-квесты. В игре появляется возможность проявить свои знания и умения. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. 5. Экскурсии на производство. Благодаря экскурсиям дети получают возможность увидеть реальные условия, существенные характеристики и особенности той или иной профессии, лично познакомиться с представителями профессии. Экскурсии имеют большой воспитательный потенциал в воспитании у детей уважения и любви к труду. 6. Просмотр видеофильмов и презентаций. В детском саду будет создано электронное «Портфолио профессий», в котором представлены фотографии, цифровые презентации, видео-экскурсии, научно-популярные фильмы, отрывки из художественных и мультипликационных фильмов по многим профессиям. После просмотра цифровых материалов происходит обсуждение, составление рассказов о профессиях. 7. Хозяйственно-бытовой труд. Это активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка. В процессе различных видов хозяйственно-бытового труда у детей формируются элементарные трудовые навыки и умения, развиваются социальные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, самоконтроль и самосознание. 8. «Мастерская профессий». В мастерской ребята оформляют лэпбуки по профессиям, изготавливают атрибуты к играм, конструируют. В изобразительной деятельности отображают свои знания и отношение к профессиям. 9. Проекты. Педагоги активно разрабатывают проекты о разных профессиях. Проектная деятельность объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс и дает возможность построить взаимодействие на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. 18 3.5. Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда» Немаловажную роль в воспитании детей имеет развивающая предметно- пространственная среда (РППС). При грамотном проектировании РППС в группе и других помещениях детского сада объекты предметной среды положительно воздействуют на эмоциональное состояние ребенка, способствуют его психологической безопасности. Необходимым компонентом воспитания является и художественно эстетическое оформление предметного пространства ДОУ самими детьми. Цель: создать условия для реализации воспитательного потенциала предметно-пространственной среды ДОУ. Задачи: 1. Посредством РППС обеспечить возможность заниматься детям разными видами деятельности. 2. Способствовать общению и совместной деятельности детей и взрослых. 3. Приобщать воспитанников к благоустройству и декоративному оформлению интерьера дошкольного учреждения. 4. Формировать эстетическое отношение к дизайну своего быта. Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная, трудовая, художественно-эстетическая. Основные формы и содержание деятельности: 1. Совместное оформление интерьера группы. Дети совместно с педагогами оформляют Центры активности в группе. Например, изготавливают «книжки-малышки» в «Уголок книги», лепят посуду для кукол в «Кукольный уголок», делают стаканчики для карандашей и кисточек в «Центр рисования» и т.д. Воспитательная ценность заключается в том, что дети сначала изготавливают какие-то предметы и затем применяют их в процессе различных видов деятельности. Таким образом, дошкольники осознают полезность своего труда. 2. Совместное оформление помещений ДОУ. В 19 рекреациях, коридорах, лестничных пролетах, вестибюле детского сада традиционно оформляются фотовыставки, фотоотчеты, экспозиции рисунков и поделок детей. Это позволяет воспитанникам реализовать свой творческий потенциал, а также познакомиться с работами и интересными делами других детей. 3. Событийный дизайн. Данная форма взаимодействия подразумевает оформление предметно-пространственной среды ДОУ к значимым событиям и праздникам. Это могут быть: День открытых дверей, Новый год, День Победы, День театра и другие конкретные событийные мероприятия. Дети совместно со взрослыми изготавливают атрибуты, подарки, сувениры, рисуют открытки, флажки, цветочки и пр. 4. Благоустройство территории ДОУ. Педагоги приобщают дошкольников не только к уборке территории детского сада, но и к посильной помощи в озеленении и благоустройстве участков, тем самым обогащают художественно-эстетический опыт ребенка и обеспечивают гармоничное взаимодействие ребенка с окружающим миром. 3.6. Модуль «Взаимодействие с родителями» Необходимость взаимодействия педагогов с родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности воспитания детей. Более того, в соответствии с ФГОС ДО сотрудничество с родителями является одним из основных принципов дошкольного образования. Нельзя забывать, что личностные качества (патриотизм, доброжелательность, сострадание, чуткость, отзывчивость) воспитываются в семье, поэтому участие родителей в работе ДОУ, в совместных с детьми мероприятиях, их личный пример – все это вместе дает положительные результаты в воспитании детей, приобщении к социокультурным нормам. Поэтому активное включение родителей в единый совместный воспитательный процесс позволяет реализовать все поставленные задачи и значительно повысить уровень партнерских отношений. Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по созданию условий для развития личности ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в российском обществе. Задачи: 1. Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных качеств детей дошкольного возраста. 2. Оказать психолого-педагогической поддержку 20 родителям в воспитании ребенка. 3. Объединить усилия педагогов и семьи по воспитанию дошкольников посредством совместных мероприятий. Основные формы и содержание работы с родителями: 1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей и запросов родителей. Способствует установлению контактов, а также для согласования воспитательных воздействий на ребенка. 2. Консультации. Это самая распространенная форма психологопедагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с использованием ИК-технологий. 3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи. В результате у родителей формируются педагогические умения по различным вопросам воспитания детей. 4. Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации, практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают» родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу проведённой деятельности. 5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом, предлагают своё решение вопроса. 6. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит с помощью мессенджера WhatsApp. Такая форма общения позволяет родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания, обсудить проблемы. 7. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам обучения, воспитания, оздоровления и развития детей. 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы. 21 Самоанализ организуемой в МБДОУ детский сад «Кузнечик» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа, организуемого в ДОУ воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждой группы. Осуществляется анализ воспитателями с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад «Кузнечик». Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в МБДОУ детский сад «Кузнечик» совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. 22 Осуществляется анализ заведующим и воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ детский сад «Кузнечик». Особое внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: качеством проводимых общесадовских мероприятий; качеством совместной деятельности воспитателей и родителей; качеством проводимых экскурсий, походов; качеством организации творческих соревнований, праздников и фольклорных мероприятий. Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в ДОУ является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 5. Литература Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Основные локальные акты: 1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад «Кузнечик». 2. План работы на учебный год. 3. Календарный учебный график. Используемые парциальные программы: 1. «Юный эколог» С.Н. Николаева 2. «Родники донского края» Р.М. Чумичева. 3. «Сюжетно-ролевые игры» Н.И. Еременко. 4. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5-7 лет. (Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации). 1. Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовнонравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. Сост.: - М.: УЦ «Перспектива», 2012. 23 2. Арапова-Пискарёва Н. «Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 3. Бабинова Н.В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. – СПб: «Детство-Пресс», 2014. 4. Безрукова М.И., Волкова Н.Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования. https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/ 5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формыи методы / К.Ю. Белая. - М.: Перспектива, 2010. 6. Газзаева З.Ш., Абрамочкина О.Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника// «Управление ДОУ». – 2010. № 7. 7. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: Сфера, 2006. 8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. 9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. 10. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. 11. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005. 12. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. 3-е изд. стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 13. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. - М.: Творческий центр «Сфера», 2007. 14. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Творческий центр «Сфера», 2010. 15. Леонова Н.Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект. Волгоград: Издательство «Учитель», 2013. 16. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. (Серия «Образование и творчество»). 17. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание 24 18. 22. 30. дошкольников». – М: Сфера, 2010. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш.учебн. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Академия», 2009. 160с. 19. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Творческий центр «Сфера», 2013. 20. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы/ Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: Сфера, 2006. 21. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ // Обруч, 2000, № 6. – Стр. 3031. 23. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности у детей дошкольного возраста средствами народного искусства // Творческая педагогика накануне нового века: Материалы 1 научнопрактической конференции. - М.: МПГУ, 1997. - С.214-216. 24. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду - Москва: Линка-Пресс, 2003. 25. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы со школьниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. 26. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников. // Управление ДОУ, 2006, № 5. – Стр. 84. 27. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008. 28. Степанов П.В. Воспитательный процесс: от изучения результатов куправлению по результатам // Воспитательная работа. 2010 №4. С.6164. 29. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея. // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. – Стр. 66. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. 31. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка:Учебно-методическоепособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 25